Если в ходе ведения хозяйственной деятельности одна из сторон договора нарушает или уклоняется от исполнения принятых на себя обязательств, то иная сторона, имеет право на судебную защиту своих нарушенных прав и законных интересов.

Для защиты своих нарушенных прав потенциальный истец (ведь наш спор ещё не дошёл до суда, а значит процессуальный термин «истец» ещё неприменим) имеет право на досудебное урегулирование спора. В настоящее время досудебное урегулирование спора производится  путем ведения письменной переписки, иными словами – направления претензии противоположной стороне.

При вступлении сторон  в стадию досудебного урегулирования споров  следует помнить, что в некоторых случаях претензионный порядок урегулирования спора является для истца обязательным. В соответствии с ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации и ст. 132 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации такой порядок урегулирования спора обязателен в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом либо договором.

Если же истцом не был соблюдён соответствующий порядок урегулирования споров, то при подаче искового заявления в суд общей юрисдикции оно будет возвращено истцу, ну а арбитражный суд просто оставит исковое заявление без движения и предложит истцу устранить указанные нарушения. В случае же, если истец не устранит выявленные судом нарушения, исковое заявление будет ему возвращено ( ч.4 ст. 128 АПК РФ).

Направить письмо претензию возможно и в случае, если такой прямой обязанности не установлено ни договором, ни законом.  Но зачастую бывает целесообразным соблюсти претензионный порядок урегулирования спора. Это даст возможность урегулировать разногласия в досудебном порядке, а в противном случае, если урегулирование не состоялось, это будет являться веским доводом в суде, что истец использовал все возможности для восстановления своих нарушенных прав.

После того как истец использовал возможность претензионного порядка урегулирования спора а ответчик  полностью или частично отказал в удовлетворении претензии или просто-напросто проигнорировал претензию заявитель имеет полное право подавать исковое заявление в суд.

В случае подачи иска в суд необходимо приложить к нему доказательства направления претензии ответчику.

При этом стоит помнить, что если ответчик письменно признает заявленные требования, но добровольно их не удовлетворяет, арбитражным судом по ходатайству истца дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, предусмотренном главой 29 АПК РФ.

Согласно п. 1 ст. 111 АПК РФ в случае если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, т.е. в случае обязательного досудебного урегулирования спора, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.