Отмена нулевого промилле: как вернуть свои права?

Реорганизация. Присоединение организации
19.09.2020
Правоспособность юридического лица
19.09.2020

Отмена нулевого промилле: как вернуть свои права?

23 июля 2013 года была разрешена многолетняя борьба за возврат «нулевого промилле».


Подписанный Президентом В.В. Путиным Федеральный закон от 23 июля 2013 года    № 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Федеральный закон № 196-ФЗ) внес изменения в ст. 12.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КРФобАП). Помимо значительного ужесточения ответственности, за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 12.8 КРФобАП, статья была дополнена Примечанием определяющим, что: «административная ответственность, предусмотренная ст. 12.8 и ч. 3 ст. 12.27 КРФобАП, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека».

Установление данной нормы вовсе не означает, что теперь на законных основаниях возможно управлять транспортным средством выпив небольшое количество алкоголя, т.е. не имея нулевого промилле. Во-первых, норма в 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха является показателем возможной суммарной погрешности измерительного прибора. Как известно, ни один прибор не может дать абсолютную точность в измерениях, поэтому отмена нулевого промилле и была выходом из этой ситуации. Во-вторых, примечанием к ст. 12.8 КРФобАП прямо установлен запрет на употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, а также психотропных или иных вызывающих опьянение веществ. Таким образом, выявление в крови правонарушителя абсолютного этилового спирта (даже в объеме меньшем, чем предусмотрено в ст. 12.8 КРФобАП) является основанием для привлечения к административной ответственности.

Большая часть населения нашей страны, ожидала принятия данного закона и испытывала чувства нескрываемой радости в день его подписания. На первый взгляд недовольными остались только явные противники отмены нулевого промилле, но и они не могут считать себя абсолютно побежденными, поскольку санкция ст. 12.8 КРФобАП (в новой редакции) помимо лишения права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет теперь предусматривает обязательное наложение на правонарушителя административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.

Несмотря на то, что в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона№ 196-ФЗ он вступил в силу с 1 сентября 2013 года, ГИБДД России уже начиная с  24 июля 2013 г. руководствовались содержащимися в нем нормами и учитывали возможную погрешность измерительных приборов (алкотестер) при определении степени алкогольного опьянения и старались руководствоваться отменой нулевого промилле как состоявшегося факта.

На сегодняшний день уже понятно, какие показатели будут учитываться при определении  наличия или отсутствия состояния опьянения у лица, управляющего транспортным средством и как будет строиться правоприменительная практика по данному вопросу. Но за период действия на территории Российской Федерации нулевого промилле значительное количество автомобилистов было подвергнуто административному наказанию и лишено права управлять транспортным средством именно по ст. 12.8. КРФобАП и не всегда санкции данной статьи применялись по отношению к лицам, действительно, находившимся в состоянии алкогольного опьянения и употреблявшим алкоголь, а концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе зачастую была значительно ниже показателя в 0,16 мг. Как же быть таким «лишенцам» и что для них меняется с введением Примечания в ст. 12.8. КРФобАП?

По своей сути Примечание к ст. 12.8. КРФобАП является нормой улучшающей, положение лица, совершившего административное правонарушение и в силу положений ч. 2 ст. 1.7. КРФобАП имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лиц, которые совершили административное правонарушение до 01 сентября 2013 г. (дата вступления в силу Федерального закона№ 196-ФЗ) и в отношении которых постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Таким образом, начиная с 01 сентября 2013 г. водители, ранее лишенные прав за содержание алкоголя в организме менее принятой погрешности в 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха и в отношении которых еще действует срок лишения права управлять транспортным средством, могут на законном основании вернуть свое водительские удостоверения. Сделать это возможно двумя способами: путем обращения с заявлением к мировому судье, вынесшему Постановление о привлечении лица к административной ответственности либо путем подачи надзорной жалобы в Верховный Суд.

Обращение с заявлением к мировому судье является более простым и быстрым способом возврата водительского удостоверения, но мировой судья выносит Постановление о прекращении исполнения по делу, на основании которого «лишенцу» возвращают водительское удостоверение, однако лицо, будет считаться ранее подвергнутым административной ответственности и в случае если в будущем в отношении него будет составлен протокол об управлении транспортным средством в состоянии опьянения, то это уже будет считаться совершением повторного правонарушения и меры ответственности будут применяться с учетом положения ч. 4 ст. 12.8. КРФобАП.

Вместе с тем по результатам рассмотрения поданной надзорной жалобы Верховный Суд выносит Постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Следовательно, лицо будет считаться не привлекавшимся к административной ответственности по ст. 12.8 КРФобАП. Однако сроки рассмотрения жалобы в Верховном Суде могут составлять от двух месяцев и более.

На сегодняшний день практика рассмотрения подобных надзорных жалоб в Верховном Суде Российской Федерации уже сложилась и является однозначной – поданные надзорные жалобы удовлетворяют, отменяя судебные акты нижестоящих судов и прекращая производство по делу об административном правонарушении.

Также хотелось бы отметить еще одно немаловажное дополнение, введенное Федеральным законом № 196-ФЗ. Указанным законом положения ст. 32.6 КРФобАП дополнены частью 4.1. следующего содержания: «по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством». Согласно положениям п. 3 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: «возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Хотя до настоящего времени Правительством РФ еще не утвержден порядок возврата водительского удостоверения (документ проходит необходимые согласования) и не нашел своего правового разрешения спор о правомерности установления такой обязанности для лиц, лишенных прав до 01 сентября 2013 г., уже есть немало сообщений о том, что во многих регионах сдача подобных экзаменов активно практикуется.

Комментарии закрыты.