Ведение коммерческой деятельности подразумевает под собой прежде всего – умение договариваться. В наше время факт достигнутых договорённостей подтверждается, в большинстве случаев, наличием подписанного договора.

Поэтому, при заключении сделок, чтобы максимально защитить свои интересы требуется соблюдать правила составления договоров.

Для составления договора необходимо осуществить ряд действий, и прежде всего – ответить на несколько ключевых вопросов. Порой кажется, что в составлении договора нет ничего сложного, тем более в век развитых информационных технологий, наличия под рукой правовых баз всегда можно найти для себя практически любой вид договора. Правда, после возникновения спорных ситуаций довольно часто приходит мысль: «Почему же мы это не предусмотрели в договоре?!». Во избежание возникновения подобных вопросов и предполагается наличие в штате любой организации юриста, ну или привлечение специалиста для решения подобной задачи.

Одним из основных правил составления договора является разработка данного документа самой заинтересованной стороной, а не получение готового образца от контрагента. Именно поэтому стороны всегда настаивают на подписании или на согласовании именно своей версии договора. Ведь в этом случае можно максимально полно защитить свои интересы и ограничить в правах своего контрагента.

Также при заключении договора с новой организацией следует обратить внимание на самого нового партнёра. Затребовать пакет учредительных документов, удостовериться, что Ваш новый партнёр ведёт хозяйственную деятельность, что его директор реально существует, что на балансе предприятия есть не только один письменный стол его директора, удостовериться в полномочиях лица, подписывающего договор.

Руководствуясь правилами составления договоров следует помнить, что прописывая условия договора, нужно по возможности точно их формулировать, стараться избегать двойного толкования или какого-то недопонимания. В случае необходимости «разбейте» сомнительный пункт договора на два и более подпункта. Ведь лучше прочитать чуть больше, но зато потом быть уверенным в том, что Вас правильно поняли и в суде ссылка «на неверное толкование» не будет принята во внимание.

Также, стоит помнить, что договор должен быть составлен на понятном Вам языке, содержать терминологию, понятную Вам. Для этого, как правило, в начале договора имеется отдельный раздел «Термины и определения», в который включаются все термины, которые являются существенными при работе с этим договором.

Учитывая, что договор – правовой и финансовый документ, и что с ним работать предстоит бухгалтеру и юристу предприятия, желательно чтобы эти специалисты ознакомились с договором, сделали свои замечания и завизировали документ.

Несмотря на наличие правил по составлению договору абсолютно всё предусмотреть невозможно. К   тому  же,   как  показывает  практика, надо   учитывать,   что универсальной  формы,  способной  надежно  обезопасить  себя  и  ваш бизнес,  не  существует.  Договор -  акт  строго  индивидуальный,  и составлять его надлежит для каждого случая отдельно.

Даже структура каждого отдельного договора может абсолютно отличной, но в общих чертах договор обязательно содержит в себе:

1. Преамбула (или вводная часть);

2. Предмет договора;

3. Дополнительные условия договора;

4. Прочие условия договора.

5. Реквизиты Сторон.